Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Организация работы дошкольников в ходе реализации проекта в детском саду

Организация работы дошкольников в ходе реализации проекта в детском саду

Опубликовано 31.01.2018

Методические рекомендации. Автор: Даниленко Галина Алексеевна.
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника группового проекта.

Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.

Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.

Задачи группового проектного метода:
•    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Дети приобретают ранний социальный позитивный опыт от реализации собственных замыслов.
•    развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления детей. А именно, ребёнок учится нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления; видеть проблему и ставить вопросы; делать выводы и рассуждать;
•    развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения;
•    активное включение группы родителей в проектную деятельность. При такой постановке задачи родители становятся средством информации и поддержки ребёнка, а также обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от совместного поиска решения вместе с детьми.

Основные этапы работы над проектом:
1.    Целеполагание: помощь ребёнку в выборе наиболее актуальной и посильной для него задачи на определенный отрезок времени;
2.    Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
3.    Выполнение проекта – практическая часть;
4.    Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Последовательность работы над проектом:
1.    Постановка перед собой цели, исходя из интересов и потребностей детей;
2.    Вовлечение в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
3.    Определение плана движения к цели (поддержка интереса детей и родителей);
4.    Обсуждение план с группой родителей;
5.    Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
6.    Рисование вместе с детьми и родителями плана – схемы проведения проекта и вывешивание на видное место в группе;
7.    Сбор информации, материала (изучение с детьми плана-схемы);
8.    Проведение занятий, игр, наблюдений, опытов (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
9.    Выдача домашних заданий детям и родителям;
10.    Переход к самостоятельным и совместным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, листовки, стенгазеты и т.д.);
11.    Организация презентации проекта (праздник, открытое занятие и т.д.);
12.    Подводение итогов, выступление на педсовете, «круглом столе».

Показатели эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ:
•    высокая степень развития любознательности детей, их познавательной активности, уверенности в своих силах, самостоятельности;
•    сближение детей друг с другом и с взрослыми в результате коллективных переживаний способствуют улучшению микроклимата в группе, позволяют лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка;
•    упрочнение положительной мотивации к знаниям, повышение готовности детей к восприятию нового материала;
•    даёт новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».

Вывод.
Особенностью проектно - исследовательской деятельности в дошкольном образовании является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие группа детей и воспитатели, а также вовлекаются родители. Основной целью проектно - исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.

Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.