Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Проведение тематических занятий

Опубликовано 11.10.2017

Методические рекомендации по проведению тематического занятия в дошкольной образовательной организации.

Предложенная тема первого в учебном году занятия для воспитанников дошкольных образовательных организаций – «Путешествие по Санкт-Петербургу». Использование в заголовке занятия термина «путешествие» делает актуальным проектирование занятия в форме реальной или виртуальной (с помощью интерактивных обучающих средств) прогулки дошкольников по микрорайону расположения детского сада.

Ведущей идеей прогулки может стать идея «Город – место, где можно ежедневно совершать открытия». Цель прогулки – помочь дошкольникам увидеть «Петербург заново»: обратить внимание на городские детали, открыть незнакомые ранее уголки, переосмыслить свое отношение к городу.

Содержание прогулки целиком зависит от возраста и имеющихся у дошкольников представлений о Петербурге как месте своей жизни.
Для воспитанников средней и старшей группы ДОО, которые имеют лишь элементарные представления о сущности понятия «город», можно порекомендовать организовать путешествие вокруг детского сада на тему «В поисках города» . В ходе исследования окружающего пространства дети смогут понять, чем город отличается от деревни и из каких частей («деталей») он состоит.

Прогулку целесообразно предварить работой в помещении группы ДОО. Обсудите с дошкольниками, как они понимают слово «город» и предложите им нарисовать его. Совместно проанализируйте рисунки: попросите детей определить, какие объекты встречаются в их работах неоднократно. Как правило, такими «тиражируемыми» в рисунках городскими «приметами» являются многоэтажные каменные дома, дороги, машины.

Предложите детям выйти на прогулку в город и узнать, из каких еще «деталей» он состоит, какие «городские приметы» не нашли отражение в их рисунках? В ходе передвижения по городу совместно отыскивайте те элементы, без которых не мыслима среда мегаполиса (например, парковки, дорожные знаки и светофоры, остановки общественного транспорта, магазины, учреждения образования и культуры, детские площадки, скверы и парки и пр.).

Обсуждайте с воспитанниками функциональное предназначение выявленных городских объектов («Для чего этот объект нужен людям?») и степень их распространенности в городской среде («Насколько часто данный объект встречается в городе? Можно ли встретить его в деревне? Чем отличается от аналогичного деревенского?»).

По завершении прогулки можно предложить детям дорисовать свои первоначальные рисунки, добавив в них те «городские приметы», которые они увидели вокруг себя в микрорайоне.
Для воспитанников подготовительной группы, уже знакомых с понятием «город», целесообразно организовать прогулку, которая позволит осознать, что город меняется ежедневно и за этими трансформациями интересно наблюдать. Анализ происходящих изменений позволяет понять динамику развития мегаполиса (город живет, развивается, хорошеет или умирает, деградирует).

Прежде чем отправиться с дошкольниками на прогулку, организуйте предварительную беседу. Выясните, как провели дети ушедшее лето. Обратите их внимание на то, как была насыщена их жизнь, сколько событий в ней произошло. Предложите поразмышлять, а много ли изменений могло случиться в городе за то время, пока дети отдыхали за его пределами?

Отправьтесь в путешествие по микрорайону: узнайте, как изменился микрорайон за лето – что нового в нем появилось и почему? Объектами для исследования могут стать самые разнообразные элементы городской среды – достроенный за лето дом, заасфальтированная дорога, новая детская игровая или спортивная площадка, благоустроенная клумба, открытый торговый павильон, установленные скамейки, обновленные ограды и решетки, оформленный живописным панно брандмауэр и т.д.

В завершении путешествия попросите дошкольников сделать вывод: Почему появились все эти объекты? Кому они адресованы? Зачем они нужны горожанам? Кто их создал? Помогите детям сделать вывод о том, что город в последнее время благоустраивается, становится более привлекательным и удобным для жизни горожан.

При невозможности провести реальную прогулку по микрорайону (плохая погода, карантин в группе, отсутствие сопровождающих и пр.), тематическое занятие можно организовать в форме виртуального путешествия.

Виртуальное путешествие – это организационная форма обучения, отличающаяся от реального путешествия (экскурсии) виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Проведение виртуального путешествия требует использования интерактивных средств обучения и обращения к таким Интернет-ресурсам как Яндекс-карта. Данный ресурс дает возможность детально рассмотреть планировку микрорайона, «прогуляться» по улицам с помощью панорамных изображений и фотографий. Кроме того, специальные инструменты позволяют делать на карте собственные метки, прокладывать желаемые маршруты, добавлять снимки.
Проектируя виртуальное путешествие, особенно тщательно следует продумать процесс организации познавательной деятельности дошкольников: дети не должны только смотреть на экран и слушать рассказ педагога. Необходимо сформировать систему заданий, позволяющую стимулировать и поддерживать познавательную активность воспитанников.