Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Игры и упражнения для родителей на развитие выразительности речи детей

Игры и упражнения для родителей на развитие выразительности речи детей

Опубликовано 21.10.2015

1. Взрослый называет предложение: «ДОЖДЬ ИДЁТ». Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они  недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

2. Упражнение « НАСТРОЕНИЕ ». Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Взрослый  предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер.)

Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:
- Заяц белый,
- Куда бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Кисонька – мурысонька,
- Где была?
- На мельнице.
- Кисонька – мурысонька,
- Что там делала?
- Муку молола.

(И так далее.)

« ЖИВОТНЫЕ И ДЕТЕНЫШИ » – выработка и дифференциация громкого и тихого голоса.
Примером может служить игра «Корова и теленок»

« ВОРОНА И СОРОКИ » – тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа
речи (карр – карр, тр-тр)

« ЭХО » – выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произно-
сят звуки: ууу – гудок паровоза, ааа – крик ребенка; слоги га-га га, ко – ко – ко; слова ауу,
имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же
темпе, но менее длительно.

« ЧЕЙ ДОМИК? » – отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит
(тук – тук) и спрашивает: «Кто в домике живет? » Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он
должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?

« ПОЕЗД » – отработка ритма в речи и в движениях: тук – тук – тук, ту – ту- ту, у-у-у. Вагончики
зеленые бегут, бегут, бегут,а круглые колесики все тук, да тук, да тук

« УГАДАЙ,КТО ПРИШЁЛ » – выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм
речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это
соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду»
 (медведь –«толстым» голосом)

 « ОРКЕСТР » – отработка голоса и ритма. Трубачи: ру – ру – ру – грубый голос, скрипачи:
ри – ри – ри – более тонкий голос, ударники: ра – ра – ра – отрывистый ритм

« КОТЁНОК » (и другие детеныши). Котенок ищет свою маму, но не знает, как позвать ее: щенок
советует полаять, теленок – помычать, но котенок так не умеет.
 ( Наконец он находит свою маму.)