Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций

Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций

Опубликовано 29.01.2015

Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают необходимым «…так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны»

В.А. Сухомлинский

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

К.Д Ушинский

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство любви к Родине развивается под влиянием воспитания. Отношение к родине, её культуре, истории, языку передаётся от родителей к детям. На основе любви к близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, к родной природе у детей воспитывается интерес к более широкому кругу явлений.

Младшему дошкольнику 3 - 4 лет доступна лишь внешняя сторона небольшого круга общественных событий. Празднует вместе с родителями Сабантуй (праздник плуга и труда), наблюдает за салютом, посвящённому Дню суверенитета Татарстана или, Дню Победы, не пытаясь разобраться в их причинах. Он просто радуется весёлому празднику. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Уже в этом возрасте на близких и конкретных примерах дети знакомятся с социальной стороной наблюдаемых явлений.

Детей старшего возраста знакомят с более широким кругом событий. Им даются некоторые сведения об общественной жизни на основе рассказов, книг, показа иллюстраций, картин. Детей этого возраста в доступной форме знакомят с содержанием, смыслом, значением некоторых общественных явлений, на основе уже имеющихся конкретных знаний можно постепенно давать первоначальные представления о жизни других народов, о столице родной республики, о других городах и сёлах России.

В нашей республике Татарстан в государственный образовательный стандарт внесён национально-региональный компонент, который предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре. Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в изучении культуры родного края, традиций народов Татарстана и Поволжья. Актуальным вопросом в совместной работе образовательного учреждения и семьи является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания народов, в духе глубокого уважения к родной культуре, культуре народов совместного проживания. Любовь к семье – ценная черта, на ее основе легче воспитывать более сложные чувства и высокие моральные качества.

С целью воспитания у детей любви к Родине используются прогулки и экскурсии, чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы воспитателя и его объяснения, ответы на вопросы детей.

Любовь к родной природе – чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в своей музыке композиторы, в картинах – великие художники. Народные песни о природе родного края известны нам ещё с раннего детства. Особое место среди них занимают колыбельные песни.

Картины русских и татарских художников дети должны наглядно видеть на репродукциях и открытках.
Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями татарских писателей. К юбилейным датам оформляем уголки с портретом писателя, его книгами, а также рисунки детей по его произведениям
Любовь к родному городу воспитывается при ознакомлении детей с его достопримечательностями – новыми домами, красивыми местами, парками, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном городе.
Для воспитания любви к своему народу, своей Родине огромное значение имеет усвоение ребёнком родного языка. В народном языке отражается жизнь родной страны, её природа, особенности труда людей, традиции, обычаи.
«Чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» - писал К. Д. Ушинский.
С усвоением родного языка ребёнок усваивает множество понятий, народных воззрений, у него воспитывается вкус к родному слову, любовь к народу, на языке которого говорит он и его родители.

Особенно широко в воспитании детей должно применяться народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой.
Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку.

В воспитательной работе широко используются народные песни, народные игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Для украшения детского сада можно использовать элементы народно- прикладного искусства: ковры и дорожки, вышивки, глиняная посуда, народный орнамент, кружева – как образец для декоративного рисования детей. Произведения народного искусства вызывают у детей чувства восхищения мастерством народа.

В группах необходимо иметь:
- кукол в национальных костюмах (русском и татарском), передающие характерные черты того народа, который проживает в вашей республике;
- символику государства (гимн, флаг, герб);
- альбомы, иллюстрации о Республике (Татарстан), о её столице (городе Казани) и достопримечательностях;
- в национальных уголках и уголках по ИЗО наличие орнаментов тех народов, которые проживают в вашей республике, посуды, изделия мастеров, вышивок, аппликаций;
- иллюстрации картин национальных художников;
- наличие художественных произведений известных писателей и поэтов (в нашем детском саду это произведения Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Абдуллы Алиша, Амины Бикчентаевой), книги с народными сказками, фольклором (пословицы, загадки, поговорки), включать их в повседневную жизнь детей;
- наличие и подборку народных игр, подвижных и хороводных;
- подборку музыкальных произведений композиторов вашей республики их портретов;
- материалы о народных праздниках своего народа;
- консультации для родителей, тестов, анкет.