Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Изготовление кукол би-ба-бо

Опубликовано 15.11.2012

Семинар – практикум.

Немного истории. Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землей, в воде живут разные боги, злые и добрые духи. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, возили на колесницах, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол.

Постепенно такие зрелища все больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, чертях, ангелов, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

Театром кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупатццы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки.

Петрушка – любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти. В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода):  Петрушка и лекарь (городовой). Сюжеты были самыми обычными, например, Петрушка женится или покупает лошадь. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом его расправы были достаточно жесткими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала «небесная кара».

Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924г. не обрел, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ  КУКОЛ  БИ-БА-БО
Куклы би-ба-бо можно приобрести в магазинах или сшить самим. Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластмассового шарика, папье-маше. Можно также использовать старые куклы и резиновые игрушки. Если кукла тяжела для вождения, то можно использовать гапит (деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой).
Процесс изготовления куклы состоит из нескольких этапов: подбор материала, раскрой деталей, прошивание, набивка, сборка,

Правила работы с куклами би-ба-бо
Если куклу провести по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Чтобы показать, что кукла идет, надо ритмично продвигать ее вперед с очень незначительными подскоками или покачиваниями из стороны в сторону. При беге эти движения делаются чаще и более резко. Девочка может идти вприпрыжку. Старик ритмично наклоняет согнутый корпус вперед.

Кукла должна выходить  не сразу, как из-под земли, а постепенно: сначала появляется ее голова, затем плечи, грудь и только при приближении она показывается немного выше колен. На этом уровне кукла должна быть все время, т.е. не опускаться и не подниматься. Уходя с ширмы, кукла должна не проваливаться вниз сразу, а удаляться постепенно в глубину ширмы и так же постепенно опускаться.

Посадить куклу можно двумя способами. Если у куклы есть ноги, надо повернуть ее лицом к зрителям, перекинуть ноги через ширму и немного опустить куклу. Если у куклы нет ног, надо поставить ее к зрителям в профиль, немного опустить и  свободной рукой снизу расправить ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги.

Если кукла должна лечь, сначала ее сажают, а потом кладут голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут спиной к зрителям, чтобы они не видели открытых глаз.

Если на сцену выходят две куклы сразу, то кукол выводят с разных сторон ширмы. Тот, у кого кукла на правой руке, встает с правой стороны ширмы, у кого на левой руке – с левой стороны.

Кукла, которая говорит, слегка двигается или немного жестикулирует. Кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящего.

Все предметы, находящиеся на ширме, должны быть обыграны. Если ставят дерево, куст, пенек, то за дерево или куст кукла может спрятаться, поискать грибы; на пенек – сесть и т.д., в зависимости от текста. Не надо загромождать ширму ненужными вещами, которые в спектакле не будут использованы. Декорации, реквизит и бутафория обычно по размеру не пропорциональны куклам, их делают немного больше самих кукол.
По возможности все оформление и отдельные мелкие вещи делают объемными или полуобъемными.